Мы начинаем публиковать с небольшими сокращениями лекции нашего соратника Е.А. Кулагина, прочитанные на занятиях воскресной школы в г. Киеве.

Бѣлая Гвардiя

ЦЕРКОВЬ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Ни для кого не секрет, что с 1917 года и по сей день, наша страна переживает невиданный по размаху и продолжительности период религиозной и государственной смуты. Поэтому опыт преодоления нашими предками первой смуты начала 17 века в наше время является как никогда актуальным. Этому относительно короткому, но очень значительному периоду, длившемуся всего 15 лет, мы посвятим целое занятие.

Религиозно-нравственное состояние общества накануне смутного времени

О религиозно-нравственном состоянии общества накануне смутного времени до нас дошло немало документов и свидетельств, наиболее значимые из них – это деяния Стоглавого Собора (1551 г.) и «Домострой» протопопа Сильвестра.

От дохристианского периода на Руси еще сохранялись остатки язычества. Было еще много ворожей и волхвов, у нас не был распространен западный обычай систематически сжигать всех подозреваемых в этом грехе на кострах, поэтому люди не боялись тайно к ним прибегать. В ночь на день Рождества Иоанна Предтечи (Ивана Купала) народ собирался у рек и озер под звуки гуслей предавался скаканью, плясанью и другим забавам. Всюду безмерное пьянство, отроком осквернение, а девам растление. В Троицкую субботу ходили на кладбище плакали и вопили на могилах; под игру скоморохов, гудников и перегудников скакали, плясали, били в ладоши и пели сатанинские песни. Языческие гуляния совершались также накануне Рождества Христова, Богоявления и в другие праздники. Царь Иван IV на Стоглавом соборе говорил: «Они в кудесы били, в аристотелевы врата и в рафли смотрели, по звездам и по планитам глядали». Народ носил от ворожей камни, коренья и другие талисманы. Иногда народ, ожесточаясь, сжигал кудесников. Старец Филофей в своем письме жаловался Государю Иоанну IV на распространение в народе содомского греха даже среди священнослужителей, что косвенно свидетельствовало о распространении языческого отношения к жизни даже среди духовенства. Апостол Павел в Послании к Римлянам так писал о причинах этого греха у язычников: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели… И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим. 1.21-22,28). То есть под прикрытием христианской обрядности у многих христиан того времени скрывалась суета и идолопоклонство. Обратите внимание на состояние современного общества, как много общего с тем временем, мы так ничему не научились и продолжаем упорствовать в своем языческом мракобесии.

Древние языческие заговоры стали тогда получать христианскую форму, изменяя в воззваниях имена мифических сил именами святых. В молитвенники вносились лживые молитвы о трясовицах и недузех, некоторые молитвы переделывались в заклинания и заговоры прибавлением к ним упоминаний об острове Буяне и камне Алатаре.

Большинство людей 16 в. представляло себе православие ничем иным как собранием обрядов и внешних форм религиозной жизни. Так развивалась в русском обществе внешняя набожность, т.е. обрядность. По случаю бедствий народ часто ставил обыденные (т.е. построенные в течение одного дня) церкви и отдавал монастырям и церквам все свое имущество. В 16 столетии был такой избыток храмов, что они кругом стояли заброшенные, так как их строили без спроса и больше чем необходимо. Все эти и другие отклонения были вынесены на рассмотрение Стоглавого Собора, и Церковь вместе с Царем вела борьбу с ними.

Несмотря на языческие пережитки, верующие тогда стремились строго соблюдать церковные правила и обряды. Иностранцы говорили: «Русские молились так часто, что нелегко было найти подобных, а крестным знамением осенялись почти непрестанно». Очень выросло уважение к монашеству. В монашестве видели идеал религиозно-нравственной жизни. О монахах говорили: «Свет инокам — ангелы, свет же мирянам — иноки». Царь Иоанн IV в своей Александровой слободе устроил нечто вроде монашеской общины и сам вел строгий почти монашеский образ жизни. Многие из князей бояр и других, знатных и богатых перед смертью принимали схиму.

Развивалась строгость в соблюдении постов. Русские готовы были лучше умереть, чем нарушить пост. Некоторые вкушали только по субботам и воскресеньям. Некоторые не вкушали горячего во весь пост. А иные — только по заходе солнца. Богослужения были настолько продолжительные, что даже православные монахи из других стран не могли их выстаивать на ногах, как русские прихожане. Например, каждое «Господи, помилуй» певчие могли тянуть четверть часа; а в ектеньи «Рцем вси...» иногда повторяли «Господи, помилуй» более ста раз.

В то время Церковь вела постоянную борьбу с языческими пережитками и еретическими лжевериями. Враги Церкви пытались настроить набожных прихожан против священников, рассказывая об их грехах и заблуждениях. Особенно известны в этом отношении ереси стригольников и жидовствующих. Они красочно обличали злоупотребления священников, показывая, что по канонам за такие грехи положено извержение из сана или отлучение от Церкви, а дальше делали вывод о том, что наши священники безблагодатны и у них исповедоваться и причащаться нельзя, что якобы остались только мы, небольшой остаток «верных» перед лицом всемирного отступления. Бесовская хитрость сектантов заключалась здесь в том, что верующим мирянам предлагалось стать судьями и судить священников своим умом, произвольно истолковывая церковные правила и делая выводы об их поведении на основании слухов. Подобные процессы происходили тогда и на западе, мы знаем о них как о движении протестантов. Обратите внимание на то, как современные духовные потомки стригольников под видом ревности о чистоте Церкви подкидывают нам сплетни о грехах наших иерархов и заставляют нас осуждать епископов. Некоторые миряне даже дерзают называть Патриарха и епископов еретиками, не понимая точно, в чем же заключается их ересь, приводя при этом только общие фразы, косвенные соображения и смутные догадки. А ведь такое поведение является очень тяжким грехом и называется этот грех лжесвидетельством. Они свидетельствуют о том, что они в точности не знают, то есть они клевещут на своих епископов. Если добавить к этому гордое мнение о себе как о последнем остатке верных в этом падшем мире, мы получаем секту и еще более тяжкий грех – грех раскола, который не смывается даже мученической смертью. Так что будьте бдительны и затыкайте уши, когда вам рассказывают о грехах ваших братьев во Христе, а лучше затыкайте рот клеветникам. Вы бы могли спокойно слушать, если б так клеветали на вашего родного отца или мать? А к духовным отцам некоторые из нас относятся высокомерно, забывая, что дар Спасения, преподаваемый через них, есть большее благо, чем рождение, т.к. без Спасения жизнь превращается в вечную муку.

События смутного времени

Переходим теперь к историческим событиям смутного времени.

К концу 16 века Российская Церковь получила автокефалию и Патриаршество. Русское Царство стало крупнейшим в мире православным государством и стало рассматривать себя преемницей православной Римской Империи – Третьим Римом.

Благодаря реформам, начатым первым русским Царем Иоанном IV, и продолженным его сыном Федором Иоанновичем и шурином Федора Иоанновича Царем Борисом Годуновым Россия стала быстро набирать экономическую и политическую мощь. Для запада возникла реальная угроза Российской гегемонии в Европе. И естественно, что Запад принял все меры, для того чтобы взять под контроль своего конкурента. К сожалению, общество оказалось гнилым, руководимое аристократами, предавшими своего Царя, оно вверглось в бездну анархии. Государство было разрушено, но выстояла Церковь, вразумила заблудших и возродила Русское Царство.

Началом Смутного времени обычно принято считать 1598 год, когда умер последний потомок первого русского Царя из московской ветви рода Рюриковичей Царь Федор Иоаннович (1557-1598, царствовал с 1584). После смерти Царя Федора Иоанновича, сына Иоанна Грозного, в 1598 году его вдова Ирина Годунова отказалась от власти и по ее рекомендации Земский Собор избрал на царство ее брата Бориса Годунова, который приходился шурином последнему Царю и при его правлении фактически управлял страной. В то время ближнее родство по женской линии предпочиталось дальнему кровному родству, и поэтому брат жены Царя рассматривался как брат Царя. Следующие после Годуновых по этому принципу шли Романовы, потомки Никиты Романовича, брата первой жены Иоанна Грозного Анастасии.

В то время в Российской Церкви правил первый русский Патриарх, святитель Иов. Он был близким сподвижником Бориса Годунова, всячески его поддерживал и был воспитателем его сына, будущего Царя Федора Борисовича.

Борис Годунов продолжил начинания Царя Иоанна IV. Укреплялись позиции России на международной арене, заключены договоры с Польшей и Швецией, укреплялись отношения с Грузией. Россия снова получила выход к Финскому заливу, была присоединена Сибирь, велась колонизация Поволжья. Годы правления Бориса Годунова отмечены размахом городского и церковного строительства. При нем было завезено с Запада множество врачей и мастеровых. Такое сближение с Западом привело к тому, что при дворе было множество шпионов, докладывавших своим Западным руководителям о всех слабостях русской власти. Несмотря на явные благодеяния для народа, Царь сделал много для разрушения собственной популярности, опасаясь конкуренции, он сослал в ссылку уважаемых в народе Романовых, в стране начались репрессии, часто необоснованные, что разрушало образ милостивого Царя. Вдобавок с 1601 по 1603 годы в стране случился так называемый Великий голод, когда погибло около полумиллиона человек. Он был вызван аномальными погодными условиями, когда заморозки были даже в летние месяцы. Предполагается, что причиной аномалии была вулканическая зима после грандиозного извержения вулкана в Перу в 1600 году. В народе же была пущена крамольная молва, что Бог не благоволит Царю Борису.

А когда с Запада пришел слух, что Царь Борис пытался убить Царевича Димитрия, младшего сына Иоанна Грозного, и Царевич, якобы выжил и идет вернуть себе трон, то народ, забыв о присяге своему Царю, не послушав своего Патриарха, обличившего Лжедмитрия и предавшего его анафеме, стал массово переходить на сторону самозванца.

Царь Борис умер внезапно в 1605 году, ему наследовал его сын 16-летний Федор Борисович. Патриарх Иов призвал всех к верности новому Царю Федору Борисовичу и открыто обличил Лжедмитрия. Он писал о Лжедмитрии: «расстрига, ведомый вор, в мире звали его Юшком Богданов сын Отрепьев, жил у Романовых во дворе и заворовался. …да и у меня, Иова Патриарха, во дворе для книжного письма побыл во дьяконах же. А после того сбежал с Москвы в Литву».

Народ не послушал Патриарха и предал Царя, перейдя на сторону самозванца, ставленника католического Запада.

Самозванец Лжедмитрий, объявивший литовскому князю Адаму Вишневецкому о своём царском происхождении, вошёл в тесные отношения с польским магнатом, воеводой сандомирским Ежи Мнишеком и папским нунцием Рангони. В начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля, а 17 апреля принял католичество. Король Сигизмунд признал права Лжедмитрия на русский трон и разрешил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли. За согласие воеводы Мнишека на брак его дочери с Лжедмитрием тот также обещал передать своей невесте во владение Новгород и Псков. Мнишек снарядил самозванцу войско, состоявшее из запорожских казаков и польских наёмников. В 1604 году войско самозванца пересекло границу России, многие города сдались Лжедмитрию, войско московского воеводы Мстиславского было разбито у Новгород-Северского. В разгар войны Царь Борис Годунов скончался (13 апреля 1605 г.); армия Годунова практически немедленно изменила его преемнику, Царю Фёдору Борисовичу, который был свергнут 1 июня и 10 июня 1605 года был задушен вместе с матерью, а сестра изнасилована Лжедмитрием и отправлена в монастырь.

Патриарха Иова арестовали за богослужением в Успенском соборе Кремля, сорвали с него патриаршее облачение и как простого монаха отправили в изгнание. После изгнания Иова церковный собор избрал новым московским патриархом грека Игнатия, примкнувшего к сторонникам Лжедмитрия. Однако смена Патриархов не была законной: святитель Иов не был ни низложен, ни тем более лишен сана.

Лжедмитрий, захватив власть, начал демонстрировать неуважение к русским обычаям и Православной Вере, вызывая недовольство в народе. Поэтому в ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская партия во главе с Василием Шуйским подняла восстание, в ходе которого самозванец был жестоко убит.

Бояре выбрали Царем Василия Шуйского, который возглавлял одну из ветвей княжеского рода Рюриковичей. Василий Иванович дал так называемую «крестоцеловальную запись», ограничивавшую его власть, то есть это был первый и последний на Руси выборный Царь.

После свержения Лжедмитрия был свергнут и лжепатриарх. Следующим после Иова законным патриархом стал Патриарх Гермоген (1606 – 1612). Патриарх Иов, выпущенный на свободу, скончался в 1607 году от полученных в темнице болезней.

В 1607 году святыми Патриархами Гермогеном и находившимся на покое Иовом был совершен чин покаяния в грехе цареубийства Царя Федора Годунова и измены Царю Борису Годунову. Перед св. мощами Царевича Димитрия его матерь (инокиня Марфа) и принесла «всенародное покаяние» (т.е. публичное перед всем народом), называя себя виноватой пред Царем, собором, всем народом и более всего пред своим сыном, что признала самозванца. Позже представители мирян подали в руки Патриарху Иову покаянную челобитную, в которой перечисляли ряд своих измен и клятвопреступлений и просили, чтобы патриархи простили им измены Царю. В ответ была прочитана разрешительная грамота Патриарха Иова.

Но выборная ограниченная Царская власть оказалась не долговечной. На юге страны вспыхнуло восстание, и объявился новый самозванец Лжедмитрий II, прозванный в народе тушинским вором. Его войска подошли к Москве и обосновались в Тушино. Затем в 1609 году польский Король Сигизмунд III вторгся в пределы России и осадил Смоленск, приглашая к себе на службу всех поляков и всех желающих из лагеря самозванца. Многие отряды, служившие самозванцу, покинули его, и Лжедмитрий II вынужден был бежать в январе 1610 года из Тушина в Калугу, где он был убит. Весной 1610 года польские войска осадили Москву, и польский Король предложил боярам вместо царя Шуйского избрать на русский престол сына Короля Сигизмунда III, королевича Владислава, который, якобы, охотно примет и православную веру.

9 июля 1610 года группа заговорщиков, руководимых рязанским дворянином Ляпуновым, свергла с престола Царя Василия Шуйского и насильственно постригла его в монашество.

Начался новый период. Короткий период коллегиального управления страной – Семибоярщина. В Москве было сформировано правительство во главе с князем Мстиславским. 17 августа 1610 года Семибоярщина заключила договор с поляками о призвании королевича Владислава на условиях обеспечения прав русского дворянства и православного духовенства. 27 августа состоялась присяга новому царю. 23 января 1611 года поляки вошли в Москву.

Новый царь не выполнил условие о принятии им Православия и поэтому был отвергнут Патриархом Гермогеном. Патриарх Гермоген не признал царя-католика и подвергся заключению в Чудовом монастыре. В 1612 году поляки уморили его голодом в тюрьме, но Патриарх успел разослать грамоты, призывавшие к борьбе с поработителями Отечества и назначил вместо себя Местоблюстителем Митрополита Ефрема. Он писал: «Пишите в Казань к митрополиту Ефрему: пусть пошлёт в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они стояли крепко за веру и не принимали Маринкина сына на царство, — я не благословляю».

Народ, окончательно потерявший власть, но вдохновленный Патриархом, самостоятельно начал подниматься на защиту Отечества. В 1611 году была первая попытка созвать ополчение под командованием Ляпунова, которое Благословил Митрополит Ефрем, но Ляпунов был убит, и ополчение распалось. В это время в страну со всех сторон двинулись иностранные армии, желая ее разделить на части, в Пскове даже появился Лжедмитрий III.

Осенью 1611 года по призыву нижегородского мещанина Кузьмы Минина создается Второе ополчение, более единое и сплоченное, чем первое. Предводителями Второго ополчения стали Кузьма Минин-Сухорук и князь Дмитрий Пожарский, уважаемый за свой военные таланты и за то, что не изменял данной им присяге.

Весной 1612 года в Ярославле был образован “Совет всея земли” – своего рода правительство национального спасения. К лету 1612 года Второе ополчение, объединилось с остатками Первого ополчения и 22 октября (4 ноября) 1612 года Второе ополчение взяло приступом Китай-город. Спустя четыре дня польский гарнизон в Кремле капитулировал. Так закончилась иностранная оккупация, и начался период восстановления Государства.

В начале 1613 года в Москве начал роботу Великий Земский собор под председательством Местоблюстителя Патриарха Митрополита Ефрема, главной задачей которого было определение законного наследника престола. После трехдневного поста Собор приступил к обсуждению проблемы. Сразу было принято решение безусловно отвергнуть иностранные кандидатуры и потомков Лжедмитрия.

На Соборе первоначально пытались выбрать Царя по польскому образцу, то есть по республиканскому принципу, но когда в очередной раз разгорелись споры о кандидатуре, некий галицкий дворянин подал записку «о природном (т.е. прирожденном) царе Михаиле Феодоровиче». Его поддержал один из казачьих атаманов, недвусмысленно намекнувший на незаконность выборов Царя. Окончательное решение о призвании Михаила Федоровича и в его лице всей династии Романовых было принято 21 февраля 1613 года в праздник Торжества православия. Разосланная по всей России грамота Собора гласила: «Заповедано, чтобы избранник Божий Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником правителей на Руси из рода в род (…). А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения,... то таковый, аще священных чину, и от Бояр, Царских синклит, и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину ни буди, … всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен».

11 июля 1613 года митрополит Ефрем вместе с «Освященным Собором» венчал Михаила Фёдоровича на царство. Затем поучал нового царя охранять Православную Церковь, Русское государство, почитать чин духовный и любить свой народ.

Так закончилось Смутное время. Когда Государство пало под напором внешних сил и внутренней измены, Русская Церковь выстояла. Два святых Патриарха Иов и Гермоген отдали свою жизнь за Отечество и вдохновили народ на борьбу с захватчиками. Под руководством Церкви в стране была восстановлена легитимная Монархия Православного Царя.

"ЦАРСКIЙ КIЕВЪ"  

06.07.2015 Главная Каталогъ

Рейтинг@Mail.ru