РУССКАЯ БОЕВАЯ АВИАЦИЯ НА КАВКАЗЕ
(август 1914 – январь 1915 гг.)

Этой небольшой статьей, почти заметкой, мы продолжаем тему участия Российской Империи в Первой Мировой войне, тему славных побед Русского оружия на фронтах Священной (Второй Отечественной) войны 1914 – 1918 годов.

Предлагая нашим читателям небольшой фрагмент повествования о Русском боевом небе Кавказа, мы надеемся регулярно возвращаться к этой теме и в дальнейшем.

Ибо Никто не забыт и ничто не забыто!

Белая Гвардия


Русский аэроплан в кузове грузовика на Кавказском фронте

29-30 октября1 1914 года германские крейсера «Гебен» (Göben) и «Бреслау» (Braslaw), под турецкими флагами вступили в бой с русскими военными кораблями и бомбардировали черноморские города Севастополь, Феодосию и Новороссийск.

В ответ на это 2 ноября Российская Империя объявила войну Турции и русская армия перешла границу; так возник Кавказский фронт Священной (Второй Отечественной) войны 1914 – 1918 годов.


Фото 1

В это время Россия имела на Кавказе только один авиационный отряд - Карский крепостной2, который базировался в одноименной крепости (см. Фото 2).


Солдаты Русской Императорской армии в Карсе

Командовал этим отрядом штабс-капитан Н.В. Кутовой3 (см. Фото 1), а должности пилотов занимали военный лётчик поручик С.И. Охотников4 (см. Фото 2) и вольноопределяющийся рядовой В.Н. Петров5.


Фото 2

На вооружении отряда были аэропланы марки «Nieuport IV6 (Фото 3). Авиаторы занимались учебной подготовкой, обслуживания аэропланов, пополнением личным составом и техникой. К боевым действиям отряд не привлекался из-за тяжёлых географических и метеорологических условий.


Фото 3: «Nieuport IV» русской авиации

Для ведения разведки и наблюдения в зоне ответственности 3-й турецкой армии, противостоящей русским войскам, была создана авиационная группа из двух самолетов марки «Bleriot XI»7 (см. Фото 4) c собственными именами «Тарикбензейят» (Tarikbinzeyat) и «Эдремит» (Edremit).. Они были погружены на грузовые корабли «Безм-и Алем» (Bezm-i Alem), «Бахр-и Ахмер» (Bahr-i Ahmer) и «Митхад Паша» (Mithad Paşa), которые транспортировали в Трабзон солдат, боеприпасы и снаряжение. Вместе с самолетами на кораблях следовали их пилоты - капитаны Салим и Фессах. В ночь с 6 на 7 ноября 1914 г. данный конвой был атакован русскими кораблями и потоплен. Вражеские летчики были подобраны среди спасшихся на море и, в качестве военнопленных, отправлены в Сибирь.


Фото 4

Итог: в Сарыкамышской операции (9 декабря 1914 года – 4 января 1915 года) военная авиация с обеих сторон для воздушной разведки и для иных целей не применялась.

1 Все даты указаны по старому стилю

2 Карский крепостной авиационный отряд 1.10.1915 г. был переименован в 1-й Кавказский авиационный отряд

3 Кутовой Николай Васильевич прибыл в отряд в 1913 г., назначен командиром в 1914 г. 13.06.1915 г. при взлёте с аэродрома столкнулся со скалой и погиб.

4 Охотников Сергей Иванович прибыл в отряд в 1913 г.; назначен командиром отряда в июне 1915 г., после гибели Кутового.

5 Петров Владимир - выпускник Тифлисского аэроклуба, прибыл в отряд осенью 1914 г.; в марте 1916 г. получил чин прапорщика и переведен в 4-й Кавказский авиационный отряд.

6 Nieuport IV - моноплан французского производства. Выпускался по лицензии на заводах Дукс, Лебедева, Анатра, Щетинина, РБВЗ, ПРТВ. В России построили не менее 300 машин.

7 Bleriot XI - моноплан французского производства. В течение 1912-13 г.г. около десяти самолетов этого типа были поставлены для турецкой авиации. Размах крыла – 10,2 м Длина – 8,25 м Площадь крыла – 20,9 м2 Максимальная скорость – 106 км/час Потолок – 1000 м Экипаж – 1-2 чел. Двигатель - Gnome 50-70 л.с.

Бышкало П.П.,
Кременчуг

"ЦАРСКIЙ КIЕВЪ"  

Главная Каталогъ

Рейтинг@Mail.ru