О СОЦИАЛИЗМЕ

"Смерть человечества является не только мыслимым результатом торжества социализма — она составляет цель социализма"
И.Р. Шафаревич

1. Принципы и цель социализма

В настоящее время наш мир переживает период массового увлечения социализмом. Многие западноевропейские правящие партии имеют социалистическую направленность, например: в Европарламенте социалисты и социал-демократы имеют 25% голосов, плюс коммунисты имеют 7%, т.е. треть Европарламента – это сторонники социализма; в Германии Социал-демократическая партия занимает второе место в бундестаге, во Франции Социалистическая партия обычно занимает первые места в парламенте и поставляет президентов, таких как Миттеран и Олланд, председатель сената Франции также является социалистом, в Великобритании стратегией лейбористской партии является фабианский социализм, сторонником которого является бывший премьер-министр Тони Блэр. Наша страна и страны Восточной Европы имели несчастье испытать на себе эксперимент по реализации наиболее крайней формы социализма – коммунизма. Многие страны Азии, Африки и Америки также проводили и продолжают проводить эксперименты по построению социалистического общества, достаточно вспомнить Китай.

Хотя слово социализм появилось сравнительно недавно, явление, которое оно обозначает, существует уже несколько тысяч лет и имеет духовные корни. Поэтому для нас, живущих в современном обществе, важно иметь хотя бы общее представление о том, что собой представляет это явление и каковы его корни.

Понятием СОЦИАЛИЗМ обозначают различные социальные, политические и экономические учения, которые ставят общественные интересы выше частных. Термин СОЦИАЛИЗМ начал использоваться в научной литературе с 19 века. Впервые был использован в работе Пьера Леру «Индивидуализм и социализм» (1834).

Слово СОЦИАЛИЗМ происходит от латинского socius, что значит: общий, совместный.

К социализму относится хорошо известное нам явление КОММУНИЗМ. Термин КОММУНИЗМ появился приблизительно в одно время с термином СОЦИАЛИЗМ и происходит от латинского слова communis, что значит: общий, принадлежащий всем. До появления термина СОЦИАЛИЗМ экспериментальные сообщества, построенные по социалистическим принципам, называли коммунами. Мы знаем из истории такие названия как Мюнстерская коммуна 16 века, коммуны французской революции 18 века, Парижская коммуна 19 века. Сейчас коммуны существуют в некоторых странах, но являются там только административными единицами (общинами). Коммунизм как идеология с самого начала рассматривался как одно из направлений социализма.

Существует множество социалистических теорий и точек зрения на данное явление. Академик Игорь Шафаревич в советское время провел исследование различных социалистических теорий, которые описал в своей самиздатовской книге «Социализм как явление мировой истории», и определил 4 основных принципа, проявляющихся в деятельности социалистических государств и в идеологии социалистических учений:

1. Уничтожение частной собственности. Этот принцип является основной чертой всех социалистических теорий. Все они признают частную собственность явлением отрицательным. Пути же борьбы с ней, и чем ее заменить у различных направлений социализма разные. Одни предполагают общность имущества, другие государственную собственность, для третьих частная собственность признается только как временное пользование собственностью общественной и т.п.

2. Уничтожение семьи. В одних учениях этот принцип проповедуется радикально как отказ от семьи и обобществление жен, в других более мягко, как ослабление семейных связей, передача некоторых семейных функций общественным структурам. Это феминизм, борьба за уравнение прав членов семьи, борьба за права детей, борьба за узаконивание противоестественных половых связей и внебрачных отношений, создание общественных институтов, контролирующих внутрисемейные отношения, стимулирование внесемейного воспитания детей в различных общественных детских учреждениях.

3. Уничтожение религии. Не все социалистические теории и государства открыто проповедуют этот принцип. Но при этом все социалистические учения, включая средневековые религиозные секты социалистического толка, ведут борьбу с господствующей религией. Одни клевещут на духовенство, предлагая вместо традиционной веры свой «более понятный народу» еретический суррогат, другие проповедуют объединение всех ересей с Церковью, третьи рассматривают церковь как общественный институт, который должен подчиняться государству и формировать у граждан «правильные» взгляды выгодные обществу.

4. Общность или равенство. Встречается во всех социалистических учениях. Это борьба со старым иерархическим порядком, борьба с привилегиями и неравенствами между различными людьми и социальными группами. В перспективе этот принцип приводит к борьбе с традиционной культурой общества, к уничтожению всего того, что по их мнению вызывает «духовное и интеллектуальное неравенство».

Для большинства социалистических теорий также характерно настроение гибели и разрушения мира, которое представляет собой основную внутреннюю мотивировку для действий. Они говорят о скором «конце мира», грядущей гибели человечества, если срочно не будут предприняты меры по спасению человечества от неминуемой смерти. Причем смерти не только от социальных или экономических причин, но и от экологических, космических и прочих катаклизмов. При этом пафос «спасения» человечества окутывается героизацией террора и самоубийства во имя «светлого будущего». В том числе ритуального самоубийства с целью доказать, что я не боюсь смерти. Достоевский в романе «Бесы», в котором он предупреждает общество об опасности социализма, сказал, что до конца последовательный революционер, в конце концов, должен прийти к мысли о самоубийстве, как высшей форме самовыражения. Шафаревич в своей книге приводит мысли А.С. Изгоева, опубликованные в сборнике «Вехи», о том, что «левость» революционных партий не вытекает из их программ. Изгоев пишет: «Ясно, что критерий "левости” лежит в другом. “Левее” тот, кто ближе к смерти, чья работа “опаснее” не для общественного строя, с которым идет борьба, а для самой действующей личности». Идеолог украинского национализма (который по всем признакам относится к социалистическим течениям) Ярослав Стецько писал в книге «Две революции», что когда за национальную идею индивидуальность гибнет, тогда идея становится реальностью и индивидуальность торжествует. Также он писал, что герой, отдавая жизнь за других, не делает из себя «бедной жертвы», «герой в действии для общего находит свое индивидуальное счастье, ибо его индивидуальное счастье – это счастье общее... это не отрицание себя, а самореализация, то есть выявление всех позитивных, прометеевских динамичных идейных сил… В этом заслуга индивидуальности и это мы зовем героизмом, повинностью, а не трагедией «жертвенности»». Причем Стецько сильно ополчается против названий «жертвенность» и «милость», утверждая, что смерть за идею является обязанностью и повинностью, «чем она и представляет собой ценность». Шафаревич в своем исследовании приходит к следующему заключению: «Социализм — это один из аспектов стремления человечества к самоуничтожению, к Ничто, а именно — его проявление в области организации общества». Стремление к самоуничтожению в человеке проявляется в связи с грехопадением и выражается в грехах, которые он совершает, уничтожая свою жизнь и жизнь окружающих. Он также пишет: «Понимание социализма как одного из проявлений стремления человечества к самоуничтожению делает понятной его враждебность индивидуальности, стремление уничтожить те силы, которые поддерживают, укрепляют человеческую личность: религию, культуру, семью, индивидуальную собственность. С этим согласуется стремление низвести человека на уровень детали государственного механизма, доказать, что человек реально существует лишь как проявление неиндивидуальных сил».

В связи с тем, что социализм противопоставляется индивидуализму и стремиться подавить человеческую индивидуальность, необходимо определиться с тем, что же такое индивидуальность. Понятие «индивид» является латинским переводом греческого слова «атом». Оно было введено в древнегреческую философию Демокритом и определено Аристотелем. Индивид означает самостоятельную цельную, неделимую часть. В средние века это понятие начали применять к человеку. Так как Бог является простым и неделимым Существом, то человек как образ и подобие Божие имеет в себе нечто от Бога, что делает его индивидуумом. Т.е. каждый человек как образ Божий обладает свойствами индивида. Эти свойства проявляются в свободе выбора, целомудрии, чистоте сердца, кротости и смиренномудрии. В новое время, в эпоху революций и секуляризации науки, просветители «идею Бога» отодвинули на второй план, а впоследствии и совсем отвергли. Человек у них встал на место Бога и уже рассматривается как индивидуум сам по себе, а не в связи с Божественным замыслом. Такое отклонение породило индивидуализм, который лег в основу идеологии либерализма и который является не менее вредным отклонением, чем социализм. В данном случае в борьбе социализма и индивидуализма мы наблюдаем борьбу зла со злом, в ходе которой гибнут люди. Правильнее тут сказать, что это борьба двух форм зла против человека. В традиционном мире, центром которого является Бог, индивидуальное и социальное находятся в гармонии. В каждом человеке мы видим, прежде всего, личность, образ Божий, который выражается в его индивидуальной свободе. Свободные люди составляют цельный иерархический организм, в котором каждый занимает свое место, где проявляется его индивидуальность. Вершиной и центром этого единого организма, который называется Церковью Христовой, является личность самого Бога. Индивидуализм пытается разрушить этот организм, утверждая, что каждый сам по себе, навязывая человеку ложные цели и задачи, уводя его в бездну ада, где царит уныние и одиночество, это сейчас красочно отражает современное искусство, проникнутое пессимизмом.

Подавить индивидуальность, что пытается сделать социализм, невозможно потому, что это дар Божий, который никто не может отнять и даже Бог уважает свободу выбора человека. Мы можем сделать выбор и вести себя как несвободные, обманывая себя и других, слепо исполняя преступные приказы, но отвечать за это на Страшном Суде будем как сделавшие свободный выбор. Господь не будет судить за наши дела ЦК КПСС, а спросит лично с каждого.

Евгений Кулагин

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

"ЦАРСКIЙ КIЕВЪ"  11.03.2016

Главная Каталогъ ЧАСТЬ 2

Рейтинг@Mail.ru