НАЧАЛО АВТОКЕФАЛИИ И ПАТРИАРШЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ

1. Флорентийская уния и автокефалия

К началу XV века Ромейская Империя, разграбленная крестоносцами и окруженная враждебными османами, находилась в состоянии упадка. Султаны не раз пытались осаждать ее столицу. В частности, около 1402 г. Баязид I (1389 – 1402) попытался напасть на Константинополь, но в это время на него напал эмир Тамерлан (1370 – 1405), разгромивший своего протвиника. В результате Константинополь на пол столетия был оставлен в покое.

Чтобы предупредить захват мусульманами христианских земель, начала формироваться анти-османская коалиция, но из-за экономических и политических разногласий среди ее участников она так и не состоялась. Константинополь делал ставку на западные католические страны, имевшие экономические интересы в Азии и опасавшиеся усиления осман.

Для устранения религиозных разногласий между Православной церковью и католичеством в 1438 году был созван Ферраро-Флорентийский собор, почитаемый католиками как 17 вселенский. Патриарх Константинопольский также провозгласил этот «вселенский собор» канонически состоявшимся и объявил, что те, кто не подчинятся его решениям, будут отлучены от церкви. На этом соборе, кроме католиков, присутствовали представители всех Поместных Православных Церквей.

Ими подробно рассматривались разногласия между догматами Восточной церкви и учением, разработанным Римскими папами после 1054 года. В ходе Собора восточные иерархи пришли к выводу, что оно якобы православно. После некоторых колебаний все они, за исключением святого митрополита Марка Эфесского, признали западные нововведения, и 6 июля 1439 года единодушно подписали соответствующую резолюцию Собора (под которой, к сожалению, стоит и подпись тогдашнего ромейского Императора Иоанна VIII Палеолога (1435 – 1448)).

Флорентийская уния быстро развалилась, большинство епископов, ее тогда подписавших, через несколько лет от нее успешно отказались, заявив, что на них оказывалось давление. Кроме католиков, ромеи подписали также аналогичные унии с армянами и яковитами. Подобного рода «политика» оттолкнула от них православный мир и в первую очередь - быстро укреплявшееся Русское государство. Западные же страны оказались ненадежными союзниками, и в 1453 году Константинополь пал. Ромейская Империя прекратила свое существование.

От Русской Церкви на упомянутом соборе присутствовал митрополит Киевский и всея Руси Исидор. Несмотря на то, что Великий Князь Василий II Васильевич Темный (1425 – 1462), внук Cвятого Великого Князя Дмитрия Иоанновича Донского (1359 – 1389), и собор епископов выбрали в 1433 г. митрополитом святого Иону, константинопольский Патриарх посвятил в митрополиты грека Исидора, поставив Русскую Церковь перед свершившимся фактом. Исидор выступил на соборе сторонником унии. Папа Евгений IV сделал его за это кардиналом и легатом в землях лифляндских, литовских и русских. На первой же литургии в Москве Исидор вышел с латинским крестом (в России называвшимся «крыж»), поминал вместо Патриарха папу, а после Литургии велел читать акт унии, в котором исповедовалась латинская ересь. Великий Князь тут же назвал его «латинским прелестником, волком» и велел посадить под стражу. В 1441 г. митрополит-отступник был осужден собором русских епископов, но бежал из-под стражи в Рим. Это был последний в России первоиерарх-грек.

После низвержения Исидора Великий Князь направил в Грецию посла с прошением о поставлении на митрополичью кафедру святого Ионы, но, узнав, что ромейский Император и Константинопольский Патриарх приняли унию, велел своим послам возвращаться.

В это время в России шла междоусобная война между Великим Князем и его двоюродными братьями (так называемая Смута 1425 – 1453 гг.). И хотя во время этой усобицы духовенство крепко стояло за Великого Князя Василия Васильевича Темного, всеми своими силами содействуя победе Москвы и единовластия над старым удельным порядком, назначение нового митрополита затягивалось.


Святитель Иона

В 1448 году Иона, наконец, был поставлен в митрополиты собором русских архипастырей. В Грецию была отправлена грамота, в которой такой поступок оправдывался «великой нужою от турок», а также тем, что «мы, - как писалось в одном из документов того времени, - даже не знаем, есть ли еще православный Патриарх в Царьграде». После падения Константинополя Иона утешил Константинопольского Патриарха Геннадия обильными дарами, и Русская Митрополия была признана самостоятельной и поставлена первой после Иерусалимского патриархата. Так наша Церковь получила автокефалию.

В 1458 г. латинствующий Константинопольский патриарх Григорий, отъехавший по своём лишении кафедры из Греции в Рим, несмотря на настойчивые просьбы Великого Князя и митрополита Ионы «не разделять Церкви Русской», посвятил в митрополиты для Литвы ученика бывшего митрополита Исидора Григория. Таким образом, единая дотоле Церковь Российская была разделена, и с 1459 г. в ней стали поставляться отдельно два митрополита: для Московской и Киевской церквей. Епископы, собранные Митрополитом Киевским и Всея Руси Ионой в Успенском Соборе Кремля в конце 1459 г., констатировали, что "совершилось разделение Божиих Церквей Московской и Киевской, и от этого разделения произошла великая пагуба для Православия". В 1461 году почил святой Митрополит Иона, положивший начало Русской поместной Церкви, а на следующий год отошел ко господу и Великий Князь Василий II Темный, потерявший зрение и здоровье в борьбе с произволом удельных князей, за установление Единодержавия на Руси.

2. От митрополии к патриаршеству

После Василия Темного Престол перешел к Его Сыну, Великому Князю Иоанну III Васильевичу (1462 – 1505), который продолжил дело Своего Державного Отца по укреплению Единодержавия. Уже Иоанна III в некоторых документах, наряду с великим Князем, иногда называли Царем, а при Его Сыне, Василии III Иоанновиче (1505 – 1533) этот титул стал официальным.

Тут необходимо объяснить, что Царь отличается от Великого Князя тем, что Царь является особой священной, Отцом Народа, который отвечает за свои действия только перед Богом, а Великий Князь является старшим среди Князей. Поэтому не достаточно объявить себя Царем, Царем необходимо стать, то есть – получить от Бога такую власть над народом, какую имеет отец над сыном, власть, основанную на взаимной любви и послушании. Поэтому установление Монархии сопровождалось уничтожением мелких уделов, не подчинявшихся центру, и устранением оппозиции, возмущавшей народ против Великого Князя.

С падением Константинополя прекратила существование последняя православная Империя. Крупнейшей страной, сохранявшей Православную веру, осталась Россия. Великий Князь Московский Иоанн III взял в жены племянницу последнего Ромейского Императора Константина XII Палеолога Драгаша (Драгаса) (1449 – 1453) Зою (на Руси - Софья Фоминична) Палеолог. Вскоре Москву посетил брат Софьи, Андрей Палеолог, и отказался от прав на императорский Престол в пользу Великого Князя. После этого Иоанн III перенял герб Династии Палеолог - двуглавого орла, который впоследствии стал гербом России. Его Сын Василий III был внучатым племянником последнего Императора ромеев. Именно это и послужило основанием признать род Рюриковичей потомками последней Династии Ромейских Императоров, а Россию - наследницей Римской Империи («ромеи» по гречески «римляне»), то есть - Третьим Римом, поскольку Константинополь назывался Вторым Римом после падения в 476 г. Рима Первого.

Царь и Великий Князь Василий Иоаннович продолжил дело укрепления Самодержавной Власти на Руси, опорой и освящением которой являлась Православная Церковь. В это время начался настоящий строительный бум – возводились соборы, монастыри и крепости. Россия должна была стать не только единой Империей, но и выглядеть как Империя.

Василий Иоаннович внезапно умер от заражения крови в 1533 г., успев перед смертью принять схиму и написать завещание, согласно которому Наследником Престола становился Его трёхлетний Сын Иоанн.

Когда Иоанн IV Васильевич Грозный (1533 – 1584) был молод, страной управляла боярская комиссия, назначенная перед смертью Великим Князем Василием III. Этот опекунский совет быстро стал распадаться из-за распрей и борьбы за власть, страну вновь принялись расхищать и рвать на части удельные князья и бояре.

Когда Иоанн Васильевич достиг совершеннолетия, Он, по совету святого митрополита Макария, 16 января 1547 года венчался на Царство подобно Самодержавным ромейским Царям, заявив тем самым себя преемником православных константинопольских Императоров. Чин венчания был составлен святителем Макарием, Митрополитом Московским. Царское достоинство Иоанна IV через 11 лет было признано всеми Православными Церквями. В 1558 году Константинопольский патриарх Иоасаф II сообщал Иоанну Грозному, что «царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи», «а о благоверном венчании твоем на царство от св. митрополита всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо и достойно твоего царствия».

Получив церковное освящение своей власти как Самодержавной, ответственной только перед Богом, молодой Царь начал наводить порядок в стране, где, из-за злоупотреблений властью боярами, начались бунты, нестроения и пожары. Царь провел ряд реформ, ослабив власть бояр и ликвидировав местничество, то есть - систему назначения на посты не по способностям, а по родству. В противовес боярскому самоуправству было создано земство, то есть - местное самоуправление. Царь стал опираться больше не на Боярскую Думу а на Земские Соборы. За время правления Иоанна Грозного созывалось не менее 10 Земских Соборов, на которых Царь обсуждал с народом ключевые вопросы своей политики.

В 1551 г. был созван Церковно-Земский Собор, названный Стоглавым. Свое название он получил от разделения книги его постановлений на сто глав. На этом Соборе был принят новый Судебник, то есть - новый свод законов, а также проведена реформа церковного устройства. В начале Собора Царь предложил 69 вопросов о недостатках в церковной жизни, противоречащих канонам. Ответы на эти вопросы и составляют содержание работы Собора по наведению порядка в Церкви.

Государство начало расширяться за счет удачных военных походов. Были присоединены Прибалтика, Казань, Астрахань и другие земли.

Первый русский Царь начал активное преобразование Руси в Империю, достойную звания Третьего Рима. Это не устраивало бояр, терявших свою безграничную власть, и католический Запад, претендовавший на мировое господство. Как показали современные анализы останков Иоанна Грозного, Он был отравлен ртутью, то есть - умирал не сразу, а постепенно, в течение многих лет. Так же была отравлена Его первая жена, Царица Анастасия Романовна Захарьева-Юрьева (1530/1532 – 1560), от брата которой пошел Царственный Род Романовых (1613 – настоящее время). Был также отравлен мышьяком Сын и Наследник Иоанна IV, Царевич Иоанн Иоаннович (1554 – 1581) «из рода Рюрикова, Варяжска», Государева Первенца, Царевича Димитрия Иоанновича (1552 – 1553), нянька «случайно» уронили в прорубь. Две последующие жены Царя (Мария Темрюковна Кученей, княжна Черкасская (1545/1546 –1569) и дочь коломенского дворянина Марфа Васильевна Собакина (умерла 13 ноября 1571 г.)) были также «изведены ядом», третья Его жена, Мария Долгорукова (1555 – 1573) умерла прямо на собственной свадьбе. Остался якобы больной с рождения Царевич Феодор Иоаннович (появился на свет Божий в 1557 г.; Русский Царь в 1584 – 1598 гг.; умер внезапно, похоронен небрежно) и впоследствии убитый боярами в Угличе, оклеветанный современниками и потомками Царственный Младенец Димитрий Иоаннович (1582 – 1591), Сын Иоанна Грозного от Его последней жены, Царицы Марии Феодоровны Нагой (1553 – 1611).

После смерти Иоанна Грозного правил Его Сын от первой жены, Царицы Анастасии Романовны, Царь Федор Иоаннович, который, по словам собственного Отца, был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». Все современники отмечают Его благочестие и строго подвижническую жизнь. Вместе с тем Он достойно продолжил и дело Своего Отца по возрождению Православной Империи в нашем многомятежном мире, отвоевав многие земли, потерянные в результате предательства бояр. Но самое значительное для нас событие – это учреждение Им Патриаршества на Руси. Теперь, как и в Римской Империи, епископы областей (митрополий) назывались митрополитами, а епископ столицы, находившийся при Царе и вместе с Царем правивший народом Божиим, назывался Патриархом. Царь правил земными делами, а Патриарх - делами духовными. Как учил Равноапостольный Император Константин I Великий (306 – 337), Церковная и Царская власть – это душа и тело Государства, которые должны находиться в состоянии постоянного согласия, по-гречески симфонии.

Патриарх Иов
Св. Патриарх Иов

Первым русским Патриархом стал святитель Иов (1589—1605). 26 января 1589 г. он был поставлен находившимся в Москве Константинопольским Патриархом Иеремией II в первые Патриархи Московские. В 1605 г., после смерти Царя Бориса Годунова (1598 – 1605) Патриарх Иов отказался признать самозванца Лжедмитрия сыном Иоанна Грозного и требовал от москвичей верности Царю Феодору II Борисовичу (13 апреля – 1 июня 1605 г.), Сыну Царя Бориса. Лжедмитрий и его сторонники были преданы Патриархом Иовом анафеме. После убийства Царя Феодора мятежники арестовали Патриарха во время богослужения в Успенском соборе Кремля, сорвали с него патриаршее облачение и как простого монаха отправили в изгнание. Умер он в 1607 году, реабилитированный перед смертью Царем Василием IV Шуйским (1606 – 1610). Следующим законным Патриархом стал священномученик Гермоген ...

Но это уже история Смутного времени, когда Церковь, руководимая святыми Патриархами, способствовала возрождению Самодержавия в лице Богоизбранных Царей из Династии Романовых.

"ЦАРСКIЙ КIЕВЪ"  14.07.2016

Главная Каталогъ

Рейтинг@Mail.ru